Скорость, цифра, инфраструктура: три кита, на которых будет держаться логистика будущего
За два года соотношение чистого долга к EBITDA у компаний транспортного сектора выросло в 1,2 раза
Ключевые макроэкономические тренды оказывают комплексное давление на логистический рынок России. Рост глобальной неопределенности и переориентация торговых потоков приводят к снижению мирового грузооборота и ужесточению конкуренции. Таков основной вывод из выступления Ксении Климко, директора практики инфраструктурного и проектного финансирования группы "Технологии Доверия", на TransRussia Sammit.
Эксперт отмечает, что если десять лет назад мировая торговля росла в среднем на 6% в год, то сейчас этот показатель едва превышает 2%. Для России это выражается в перетоке потоков в сторону Китая. С одной стороны, это стимулировало развитие континентальных перевозок, но с другой - привело к резкому усилению роли китайских перевозчиков. Китайские морские линии заняли порядка 20% рынка морских перевозок, а в автоперевозках обострилась конкуренция на фоне стагнации контейнерного рынка. Российские автоперевозчики сталкиваются с ценовым давлением, так как их китайские конкуренты часто предлагают тарифы на 20% ниже.
Финансовое положение компаний транспортного сектора в РФ ухудшается, констатировала Ксения Климко. Соотношение чистого долга к EBITDA выросло в 1,2 раза. В частности, в 2022 году чистый долг составлял 1,8 годовых значения EBITDA, то есть транспортные компании можно было условно оценить как имеющие долговую нагрузку эквивалентную 1,8 года их операционной прибыли. В 2024 году соотношение чистого долга к EBITDA выросло до х2,2.
Ценовая конъюнктура также складывается неблагоприятно, отметила в своем докладе Ксения Климко. Стабилизация и даже снижение цен на нефть в сочетании с укреплением рубля не позволяют российским экспортерам наращивать рублевую выручку. Одновременно ставки фрахта снижаются до исторических минимумов после пика 2022-2023 годов. Эти факторы приводят к снижению объемов перевозок практически по всем сегментам транспортно-логистической цепочки, за исключением автоперевозок. Падение экспорта ключевых грузов, таких как уголь и металлы, ведет к стагнации морской перевалки и железнодорожных перевозок. На морские порты дополнительно давит конкуренция с сухопутными железнодорожными переходами. Авиаперевозки переживают не лучшие времена из-за дефицита парка грузовых воздушных судов, и здесь также заметна растущая роль китайских авиаперевозчиков.
Единственным растущим сегментом остаются автоперевозки, где погрузка выросла с 3615 млн тонн за семь месяцев 2023 года до 3821 млн тонн в 2024 году, с прогнозируемым дальнейшим ростом до 3855 млн тонн в 2025 году. Несмотря на старение автопарка и высокие ставки лизинга, рост торговли с Азией и развитие e-commerce продолжают поддерживать спрос на автомобильную логистику, отметила эксперт.
Несмотря на текущие вызовы, Ксения Климко призывает не терять стратегический фокус. Анализ долгосрочных приоритетов таких стран, как Китай, Индия, США, Канада и Австралия, выявляет общие тренды. Ключевым направлением является наращивание инфраструктуры и создание единого мультимодального транспортного каркаса. Второе - это активная цифровизация и внедрение технологий, включая моделирование грузопотоков, развитие беспилотного транспорта и создание интегрированных систем, объединяющих данные от транспортных средств и инфраструктуры. Третье направление - это экологизация: электрификация, переход на альтернативные виды топлива и развитие общественного транспорта. Четвертый тренд - скорость, что проявляется в развороте к высокоскоростным магистралям и экспресс-доставке.
Китай демонстрирует особенно амбициозные цели в рамках стандарта "1-2-3": один день для доставки грузов внутри страны, два дня - в соседние страны и три дня - в ключевые города мира. Для этого Китай масштабно наращивает инфраструктуру: железнодорожные пути, скоростные автомагистрали и аэропорты. В области цифровизации Китай развивает интегрированную модель "Дорога облака", которая связывает данные от всего транспорта и инфраструктуры в единую платформу для прогнозирования потоков, цен и будущей потребности в мощностях.
Отвечая на вопрос о том, как эти глобальные приоритеты пересекаются с российскими, Ксения Климко отметила, что Россия движется в схожем направлении. В инфраструктурной повестке присутствуют проекты развития международных транспортных коридоров, таких как арктический и восточный полигоны. Цифровизация и искусственный интеллект также активно проникают в отрасль. Что касается скорости, то здесь есть определенные ограничения, но тренд эксперт признала значимым.
Напомним, российские транспортные компании уже начали уведомлять клиентов о повышении тарифов, которое, по их оценкам, составит от 15% до 25% к концу четвертого квартала 2025 года. Рост ставок обусловлен комплексом факторов: резким подорожанием топлива, дефицитом грузовой техники и водителей, а также предстоящими изменениями в налоговом законодательстве. LR

