Российские экспортеры угля сокращают поставки в Китай
Это негативно влияет на общую статистику угольного экспорта
Экспорт энергетического и коксующегося (металлургического) угля из России в Китай в январе – июле 2024 г. снизился на 10% в годовом выражении до 54,4 млн т, следует из расчетов «Ведомостей» на основе данных главного таможенного управления (ГТУ) КНР.
В июле поставки оказались на 3% меньше, чем в июле прошлого года. В Китай за этот месяц было отгружено 8,8 млн т. В денежном выражении экспорт за семь месяцев упал в 1,7 раза до $5,5 млрд. В июле доход российских угольщиков от экспорта в КНР составил $962,3 млн (-0,6%).
Поставки российского угля в Китай резко снизились в I квартале этого года. По данным ГТУ КНР, экспорт снизился на 22% в годовом выражении до 184,1 млн т. Во II квартале экспорт начал восстанавливаться: в апреле поставки выросли в годовом выражении на 5% до 8,5 млн т, в мае – на 1,5% до 9,1 млн т, следует из таможенной статистики. При этом июнь оказался не таким удачным для российских угольщиков. Падение возобновилось, экспорт за этот месяц снизился на 9,5% год к году до 9,6 млн т.
Китай является крупнейшим импортером российского угля. По данным Минэнерго России, в 2023 г. КНР импортировала 100,9 млн т российского угля, нарастив закупки в 1,5 раза в годовом выражении. Общий объем экспорта угля из России в прошлом году, по данным министерства, снизился почти на 4% и составил 21,5 млн т. Таким образом, на Китай приходилось около половины всех поставок.
В страны Азиатско-Тихоокеанского региона в 2023 г. было вывезено 175 млн т, т. е. на них пришлось 83% экспорта. Вторым крупнейшим покупателем после КНР в прошлом году стала Индия, которая импортировала 26 млн т (+31% к показателю 2022 г.) российского угля. По данным Kpler, доля Азии, включая Турцию и страны Ближнего Востока, в общем объеме поставок угля из России в прошлом году выросла до 95% с 84% в 2022 г.
Отрицательная динамика экспорта наблюдается при поставках и на другие значимые для России рынки. Экспорт угля в Индию, согласно статистике министерства торговли и промышленности этой страны, в январе – июне (последние доступные данные) сократился на 11,5% до 11,8 млн т. Поставки в Турцию, по данным Kpler, в первом полугодии снизились на 4% до 10,3 млн т, в Южную Корею – в 1,7 раза до 7 млн т, в Японию – в 3,4 раза до 353 500 т.
Общий морской экспорт угля в первом полугодии, согласно данным Kpler, упал на 17% до 79,1 млн т. Эта статистика не учитывает прямые поставки за рубеж по железной дороге в Китай, Белоруссию и Казахстан. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), общий экспорт угля из России в январе – июне сократился на 9% до 98 млн т.
Правительство Китая с 1 января 2024 г. ввело ввозные пошлины на уголь для всех стран, кроме Австралии и государств АСЕАН. Пошлина составляет 3% для антрацита, коксующегося и бурого угля и 6% для энергетического угля.
При этом, как писали «Ведомости», конъюнктура рынка угля в первом полугодии складывалась не в пользу российских угольщиков. Экспортные цены на энергоуголь, на который приходится 85% поставок за рубеж, в начале апреля упали до минимумов с 2021 г. По данным ЦЦИ, стоимость угля калорийностью 6000 ккал/кг на базисе FOB («с погрузкой на судно») Дальний Восток составляла $95 за 1 т, снизившись на 6% с начала года. В Тамани уголь той же калорийности стоил $72 за 1 т (-13%), в портах Балтийского моря – $61 за 1 т (-14%).
https://cdn5.vedomosti.ru/image/2024/6m/1a1s9f/original-1noi.png
Ценовая ситуация на рынке угля пока существенно не меняется. По данным ЦЦИ, в начале июля экспортные цены фактически сохранялись на апрельских минимумах: на Дальнем Востоке они составляют $95 за 1 т, в Тамани – $72 за 1 т, в портах Балтики – $64 за 1 т. Азиатский бенчмарк – цена энергоугля в австралийском Ньюкасле на базисе FOB – в начале июля находился на уровне $137,5 за 1 т. С начала года котировка снизилась на 6%.
При этом угольщики неоднократно жаловались на рост логистических затрат. Они отмечали увеличение в 2024 г. железнодорожного тарифа на транспортировку угля, ставок предоставления полувагонов и тарифов на перевалку угля в экспортных портовых терминалах.
Рост стоимости логистики на фоне снижения экспортных цен на уголь привел к снижению рентабельности поставок, особенно через порты юга и северо-запада страны. Например, объем перевалки в порту Тамань, по данным Kpler, в первом полугодии упал в 4 раза до 2,8 млн т, в порту Усть-Луга (Ленинградская обл.) – на 3,5% до 17,9 млн т.
В конце июля вице-премьер России Александр Новак говорил, что для увеличения экспорта угля в КНР прорабатывается проект межправсоглашения, предусматривающий возможность роста поставок более чем до 100 млн т в год и отмену Китаем импортной пошлины для российского угля.
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов отмечает, что сокращение поставок угля в Китай напрямую связано с действием импортных пошлин. Аналитик напоминает, что КНР активно развивает собственную добычу угля. Инвестиции в этот сектор в 2019–2023 гг. выросли на 28% до $100 млрд в год, уточнил он.
Аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко в качестве другой ключевой причины снижения экспорта называет сложности с логистикой: ограничения пропускной способности железных дорог, рост тарифов РЖД и транспортных операторов. Руководитель управления аналитики по рынкам ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов отмечает, что динамика падения поставок угля в Китай сопоставима с динамикой общего снижения его экспорта в первом полугодии на 9–10% год к году. Несмотря на рост экспорта угля в восточном направлении в апреле – июле, есть объективные риски снижения поставок в Китай по итогам года, считает он.
Красноженов указывает, что среднесуточная добыча угля в Китае в июне выросла на 8,5% к маю и составила 13,5 млн т. Это может привести к дальнейшему снижению спроса на российский уголь, считает он. По словам Дудченко, ухудшить ситуацию с экспортом может также возобновление действия экспортной пошлины для поставщиков энергоугля в России, временно отмененной с 1 мая до конца августа.
По оценке Родионова, экспорт энергоугля в 2024 г. может снизиться примерно на 10% до 155 млн т. Это падение не будет компенсировано приростом экспорта коксующегося угля, добавляет эксперт. По прогнозу Красноженова, общий экспорт угля из России в 2024 г. может составить менее 200 млн т (-6% год к году).
«Ведомости» направили запросы в крупнейшие угольные компании и в Минэнерго.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2024/08/26/1057904-rossiiskie-eksporteri-uglya-sokraschayut-postavki-v-kitai