Основные покупатели российского угля снижают его импорт
Основные покупатели российского угля – Китай, Индия и Турция – резко снизили его импорт в январе – сентябре 2024 г. Об этом рассказали «Ведомостям» два источника, знакомых со статистикой Минэнерго.
Экспорт в Индию за девять месяцев, по их словам, снизился в годовом выражении на 23% до 20,1 млн т, в Китай – на 9,5% до 53,7 млн т. Турция сократила закупки российского угля на 35% до 15,3 млн т. Существенно снизили импорт угля из России также Южная Корея, Япония и ОАЭ. Поставки в Южную Корею упали в 1,6 раза год к году до 5 млн т, в Японию – в 9,3 раза до 385 600 т, указывают собеседники. Отгрузки российского угля в ОАЭ за девять месяцев снизились к тому же периоду 2023 г. на 20% до 3,1 млн т.
Из стран дальнего зарубежья значительно увеличили импорт угля Вьетнам – в 4,7 раза до 1,1 млн т и Гонконг – на 10,5% до 10,4 млн т.
Среди государств ближнего зарубежья наиболее существенно нарастила импорт угля из России Белоруссия – он увеличился более чем в 17 раз до 5,7 млн т. Больше российского угля стали покупать Казахстан и Абхазия. Поставки по этим направлениям выросли на 33% до 452 900 т и в 3,4 раза до 78 000 т соответственно.
Общий экспорт угля из России в январе – сентябре, как уточняют источники «Ведомостей», снизился на 14% год к году до 132,5 млн т. Подавляющая часть экспорта (95%) приходится на страны дальнего зарубежья.
Экспорт энергетического угля составил 108,3 млн т, что на 17% меньше, чем в январе – сентябре прошлого года. Поставки коксующегося (металлургического) угля за тот же период, напротив, выросли на 3% до 24,3 млн т.
В сентябре общий экспорт российского угля снизился на 21,5% в сравнении с сентябрем 2023 г. до 12,5 млн т. При этом поставки энергетического угля упали на 26% до 10 млн т, а экспорт металлургического угля вырос на 5% до 2,5 млн т.
Добыча угля в России в январе – сентябре, по данным собеседников «Ведомостей», снизилась примерно на 1% в годовом выражении и составила 320,4 млн т. Ее поддержал рост отгрузки российским потребителям на 8% до 143,3 млн т и увеличение объемов запасов угля – на 9% до 42,7 млн т.
В прошлом году производство угля в России, по данным Минэнерго, снизилось на 1,1% к 2022 г. до 438,7 млн т, экспорт просел на 3,9% до 212,5 млн т. Крупнейшими импортерами российского угля в 2023 г. были Китай – 100,9 млн т (+50% к показателю 2022 г.) и Индия – 26 млн т (+31%).
Как писали «Ведомости», экспорт российского угля падает с начала 2024 г. из-за резкого сокращения рентабельности поставок, особенно в западном направлении (через порты юга и северо-запада страны). При этом полностью переориентировать поставки на Дальний Восток угольщики не могут ввиду ограниченной пропускной способности железных дорог.
К снижению рентабельности экспорта ведет рост стоимости логистики и падение экспортных цен («Ведомости» писали об этом 11 и 27 апреля). В результате в этом году больше половины угольных компаний в России работают в минус: в январе – августе доля убыточных предприятий в отрасли достигла 52%, свидетельствуют данные Росстата.
https://cdn5.vedomosti.ru/image/2024/8l/1ciqae/original-1qvs.jpg
В 2022 г. высокие мировые цены на уголь позволили российским компаниям успешно экспортировать продукцию в Азию не только из портов Дальнего Востока, но также юга и северо-запада. Но в 2023 г. ситуация изменилась из-за существенного снижения цен.
В апреле этого года экспортные цены на энергоуголь, на который приходится около 80% экспорта, по данным Центра ценовых индексов, упали до минимума за три года. К осени котировки несколько восстановились, но все еще остаются ниже показателей прошлого года. В середине октября цена энергоугля калорийностью 6000 ккал/кг на базисе FOB («с погрузкой на судно») Дальний Восток составляла $99 за 1 т, в Тамани – до $86 на 1 т, на Балтике – до $80 за 1 т. Для сравнения: в ноябре 2023 г. 1 т угля стоила на тех же базисах $111, $95 и $82 соответственно.
Гендиректор «Русского угля» Владимир Коротин сказал «Ведомостям», что общее снижение угольного экспорта в этом году связано с высокими логистическими затратами и трудностями с вывозом по сети железных дорог в восточном направлении. Ситуацию в лучшую сторону вряд ли изменит даже резкий рост экспортных цен на уголь, считает Коротин. «Ведомости» также направили запросы в другие угольные компании и Минэнерго.
Напомним, сейчас между РЖД, угольщиками и угледобывающими регионами идут ожесточенные дискуссии по поводу сохранения квот на вывоз угля по Восточному полигону (БАМ и Транссиб), гарантирующих фиксированные объемы поставок на экспорт. На 2024 г. общая квота – около 100 млн т, соглашения с РЖД подписали Кемеровская и Иркутская области, Якутия, Бурятия, Хакасия и Тува. Министр энергетики Сергей Цивилев в октябре говорил, что Минэнерго настаивает на сохранении квот (его слова передавал ТАСС). РЖД предлагает их отменить, сделав исключение лишь для Кузбасса, сообщал в начале октября портал «Пульс Хакасии» со ссылкой на письмо гендиректора монополии президенту России.
Представитель РЖД заявил, что спрос на перевозки по «лимитирующим» восточному и южному направлениям «остается крайне высоким» и формируется не только за счет угольных грузов. В условиях недостатка провозной способности рост объемов перевозок продукции одной из отраслей неизбежно приведет к ограничениям для других, подчеркнул он. На динамику отправок угля, по словам собеседника, влияют в том числе ограничения, связанные с сезонным пиком пассажирского движения и ремонтно-строительными работами на железной дороге. Для обеспечения вывоза дополнительных объемов угля РЖД, по словам представителя компании, предлагает активнее использовать инновационные вагоны повышенной грузоподъемности, а также минимизировать объемы «неоптимальных перевозок» каменного угля внутри страны. По данным РЖД, за первое полугодие 2024 г. такие поставки угля в адрес потребителей ДФО из более западных регионов России составили 4 млн т (+26% год к году). РЖД неоднократно обращала внимание Минэнерго на эту проблему, подчеркнул собеседник.
Для снижения экспорта есть и другие причины, помимо трудностей с вывозом по железной дороге и неблагоприятной рыночной конъюнктуры, отмечают опрошенные «Ведомостями» эксперты. Аналитик «Финама» Алексей Калачев в числе негативных для российских экспортеров факторов называет усиление проблем с международными расчетами на фоне вторичных санкций. По его мнению, сложности с расчетами отражаются на поставках угля в Китай, Турцию, Японию и Южную Корею. Южная Корея и Япония в целом стремятся отказаться от российских поставок, добавляет руководитель управления аналитики ценных бумаг Альфа-банка Борис Красноженов.
Главный стратег инвесткомпании «Вектор капитал» Максим Худалов обращает внимание на то, что Китай в этом году увеличивает поставки угля из Монголии и Австралии, а Турция в целом сокращает его импорт. Другой крупный покупатель российского угля – Индия увеличивает собственную добычу, добавляет руководитель направления консалтинга Neft Research Александр Котов. Увеличение поставок в Гонконг, по мнению Худалова, объясняется развитием трейдинговых схем продажи российского угля.
По оценке Калачева, по итогам 2024 г. экспорт угля из России может снизиться на 4–6% до 200–204 млн т, а добыча – на 2–3% до 425–430 млн т. По прогнозу Худалова, экспорт составит меньше 200 млн т, т. е. снизится более чем на 6%.
В следующем году география экспорта кардинально не изменится – основными импортерами российского угля останутся Китай, Индия и Турция, считает Котов. Красноженов добавляет, что значительным потенциалом роста потребления угля из России обладают Малайзия, Вьетнам и Шри-Ланка.
https://www.vedomosti.ru/business/articles/2024/11/05/1072890-osnovnie-pokupateli-rossiiskogo-uglya-snizhayut-ego-import